Нейросети - это прорыв в будущее или очередной информационный пузырь?
2024-й год для всех, так или иначе интересующихся высокими технологиями, стал годом самых пустых обещаний, нереализованных планов и несбывшихся надежд. Всё, что нам преподносили как «технологическое чудо» и «прорыв в будущее», лишь обнажило свои пороки и недостатки. Нанороботы, квантовый компьютер, зелёная энергетика — пока лишь отмыв денег, болтовня в TEDах и бесконечные споры в научных сообществах. Что же запомнилось как «пузырь» больше?
Итак, НЕЙРОСЕТИ.
Бум нейросетей, как и «рынок» криптовалюты, как казался самым внимательным наблюдателям лишь информационным пузырём, так им и остался. Это не прорыв в будущее, а миллиарды долларов оборота на трафик, электроэнергию и оборудование, а языковые модели исключительно по указке правительств и корпораций обучают не гении-выскочки-ютуберы или настоящие ученые, а полурабы за сущие копейки где-нибудь в Венесуэле, Бурунди, Индии, Пакистане или Кении. Заработная плата — 2-3 доллара в сутки.
Интересно, что, по данным ООН, из 8 млрд жителей Земли к концу 2024 года уже 700 млн человек живут в условиях крайней бедности. То есть, на суперкомпьютеры и целые фермы графических станций триллионы долларов есть, а на реальную помощь голодающим – нет.
Но есть ли ощутимая польза от нейросетей? Нет. И весомого вклада в развитие информационного пространства ожидать сейчас ещё очень рано. Классные изображения? Нет, на 80% картинок смотреть невозможно без содрогания. Даже так: часто это просто вызывает отвращение, ведь получающиеся картинки годятся только для иллюстраций к статьям о практическом применении нейросетей. Смотреть с интересом на первые робкие рисунки ребёнка интересно только родителям. Радоваться живописи искусственного интеллекта, узнавая в нём не просто тренды или стили, а прямо авторов, — невыносимо скучно. «Зачем я на это смотрю?..» — самый понятный первый вопрос.
«А как же тексты?» А что тексты? Когда-то, если мне отдавали в работу сайт (разработка или информационное обслуживание), а у клиента не было времени или желания рассказать внятно и интересно о своей компании или услугах, я прибегал к помощи «копирайтеров» — технических писателей на одной из текстовых бирж. Мне составляли рекламный разворот на 4...5 тыс. знаков за 700...1200 рублей.
Когда я понял, что каждый такой текст перед публикацией на сайте правлю процентов на 30% собственноручно, я за пару месяцев осилил репринтное издание 1979 года «Великая французская революция 1789-1793» П.А. Кропоткина и надолго сделал настольными книгами «Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов» Л.В. Рахманина, а также «Пиши, сокращай» М.О. Ильяхова и Л.А. Сарычевой. Сейчас тексты пишу и переписываю сам либо отдаю в подряд знакомому редактору с образованием филолога и журналиста. В 2024-м я обучился на «мастера chatGPT-промптов» (есть сейчас и такая профессия), и нейросетям составляю задания, которые они наиболее точно и полно решают — разумеется, в минимально необходимом мне диапазоне.
Например, у меня есть заброшенный ДЗЕН-канал, который нужно реанимировать с минимумом усилий и без финансовых вложений — chatGPT для меня сначала собирает медиаплан на месяц из трендов в интернете, а потом по каждому тренду пишет текст. Где я тут пригожусь? Там, где нейросети уже необходим цифровой раб: в рутине с повышенными правами доступа. Языковые модели сами себя не обучат.
Так, я лезу в календарь и набрасываю расписание публикаций, сверяясь с моим личным и рабочим графиком. Далее, уже в ДЗЕН я пишу «копипастой» (опять же, собирая или составляя в нейросетях картинки) статьи и посты, и далее планирую их размещение в определённые даты в нужное время.
Что я делаю в итоге с текстами? Ах, да: я снова процентов на 30 доделываю работу за копирайтером. Уже виртуальным.
К чему я тут всё это пишу? Нет, это не жалоба на наступающую действительность: лет через 50 нас ждёт многое, предсказанное фантастами, — в части развития информационных технологий хотя бы. Мы увидим и нейроинтерфейсы, и кибернетические импланты, и зарождение искусственного интеллекта мы тоже увидим. Но стоит ли сейчас раздувать хайп вокруг нейросетей? Вопрос риторический для многих IT-пропагандистов, так что я просто поделюсь скромным списком сервисов, построенных на базе нейросетей, которые лично мне довелось опробовать и иногда применять в работе. И, да: никакой рекламы или партнерок. Это всё то, что я сам использую.
- https://turbologo.ru/ — генератор и конструктор логотипов. Не годится для разработки логотипа, который планируется официально зарегистрировать в качестве товарного знака, но идеален для MVP и прочих проектов, когда логотип нужно использовать только на сайте или в мобильном приложении. Сервис частный, оплата производится на счет индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в РФ. Авторские права передаются только на используемые графические компоненты и шрифты (как заявляет автор сервиса, рекомендую проверять перед оплатой каждого заказа и требовать с автора сервиса соответствующие копии лицензий).
- https://www.freepik.com/pikaso/ai-image-generator — генератор графики. Работает как на уровне промптов, так и на основе подгружаемых пользователем изображений. Содержит инструменты преобразования: так, например, можно изменить пропорции полученного или загруженного изображения, а также «дорисовать» фон. Сервис условно-бесплатный, есть ежедневные ограничения на количество генерируемых изображений.
- https://supa.ru/ — полноценный NOCODE-дизайнер, конструктор любой инфографики и рекламных материалов. Видимо, до половины всех заметных в интернете карточек для маркетплейсов создаются здесь, есть удобные и современные шаблоны. Встроенный мастер разработки видеороликов. Есть достаточно комфортный бесплатный тариф.
- https://new.express.adobe.com/ — условно-бесплатный конструктор инфографики и рекламных материалов для сайтов и социальных сетей. На бесплатном тарифе можно делать худо-бедно привлекательную инфографику, есть шаблоны для зарубежных социальных сетей.
- https://gradients.app/ru/newpalette — сервис определения цветовой гаммы по фотографии или любому другому загруженному изображению. Сервис бесплатен.
- https://ask.chadgpt.ru/ — адаптация ChatGPT на русском языке. Открывает доступ к Chat GPT-4o, Midjourney, Stable Diffusion, Dall-E. Решает задачи от генерации текстов до создания графики. Коммерческий сервис, стоимость на январь 2025 г. от 250 рублей в месяц.
- https://app.24ai.tech/ru/editor — функциональный и удобный генератор органичного фона для импортированных графических объектов. Незаменим, когда нужно создать правильно выглядящий фон под/вокруг сумочки или поставленной на стол вазы. Идеален для подготовки фотографий товаров к созданию карточки в интернет-магазине, маркетплейсах или портфолио. Сервис от ИТ-департамента банка «ТОЧКА». Есть демо. Тарифы – от 300 рублей в месяц.
Тренд — общая тенденция или направление в какой-либо индустрии, которое меняется с течением времени.
Нанороботы, или наноботы, — это микроскопические роботы, размеры которых сопоставимы с молекулой (менее 100 нанометров). Представляют собой перспективное направление в науке и технике, статус на конец 2024 г. — в ожидании проектной модели.
Мастер ChatGPT-промптов — это человек, который достиг высокого уровня владения в искусстве создания запросов для языковой модели ChatGPT. Это специалист, который умеет формулировать запросы таким образом, чтобы получать максимально точные, полезные и эффективные ответы от нейросети.
Копипаста — термин происходит от английских слов «copy» (копировать) и «paste» (вставить). Используется при подготовке текстов для интернета: набрал в Блокноте, вставил в Браузер.
TED (Technology, Entertainment, Design — технологии, развлечения, дизайн) — это американский частный некоммерческий фонд, известный своими ежегодными конференциями. Миссия TED состоит в распространении уникальных идей («ideas worth spreading»). Темы лекций охватывают науку, искусство, дизайн, политику, культуру, бизнес, глобальные проблемы, технологии и развлечения.
IT-пропагандист (ИТ-евангелист) — специалист, занимающийся активным продвижением и пропагандой информационных технологий. Основная цель такого профессионала — создание и удержание целевой аудитории для продвижения технологических продуктов или услуг, а также помощь в их утверждении в качестве стандартов на рынке.
Нейросеть, или искусственная нейронная сеть (ИНС), — математическая модель, а также её программное или аппаратное воплощение, построенное по принципу организации биологических нейронных сетей — сетей нервных клеток живого организма. Эти сети моделируют процессы, происходящие в мозге, и используются для решения различных задач.
Хайп — это термин, который используется для описания шума в медиа и социальных сетях вокруг какой-либо темы, предмета или персоны. Также он может обозначать быстрый и громкий успех человека или продукта, к которому приковано внимание публики.
MVP (Minimum Viable Product, минимально жизнеспособный продукт) — ранняя версия продукта, которая включает в себя только самые необходимые функции для демонстрации и тестирования на первых пользователях. Основная цель MVP — проверить жизнеспособность идеи продукта, его востребованность и собрать обратную связь для дальнейшего улучшения.
Маркетплейс (от англ. online marketplace, электронная торговая площадка) — платформа электронной коммерции, представляющая собой интернет-магазин, где можно приобрести различные продукты и услуги от множества продавцов. Примеры из жизни: Amazon, Ozon, Wildberries.