Про "Аэлиту" откровенно
Почему исторически так сложилось, что «на Руси» фантастику снимать нормально не могут?
Потому, что действительно исторически так сложилось. Менталитет у нас такой: плохо снимать. Жизнь не сахар, и так сойдёт — всё знакомо же. Романтика у нас такая, русская тоска.
Процент по-настоящему хороших приключенческих фильмов стремился к нулю, к развалу СССР его немного подняли и вроде как тянут сейчас всё выше — впрочем, не в последнюю очередь качеством съёмок, монтажа и эффектов.
Всё остальное на месте: актёрский пере- и недосол, паршивая музыка, обилие рекламы, отвратительный реализм там, где он противопоказан и совершенное отсутствие чувства меры. А ведь почти всегда всё хорошее начинается с книги…
Лет в 12 я с восторгом прочитал «Аэлиту» Алексея Толстого, после «Двадцать тысяч лье под водой» это была вторая фантастическая книга. Вторая и, пожалуй, единственная книга, научившая меня мечтать.
Спустя 20 лет после одного из переездов книгу я потерял, но и тогда, в 12 всё лето, и позже я снова и снова вспоминал сюжет прекрасной, хоть и немного наивной, как вся романтическая проза тех лет (двадцатые годы прошлого века), книги — там любовь, вечность и космос в обнимку с истинно коммунистическими грёзами так и наполняют каждую страницу. Жить охота, петь, любить, писать (красками, перьями — не важно). В общем, не книга — рай буквоеда-романтика.
Иллюстрации замечательного художника А. Хоршака - лучший визуальный ряд к роману "Аэлита".
Прошли годы, я стал законченным циником, зачерствел, поскучнел и вдруг, соскучившись по «настоящей литературе», забавы ради поискал в Сети букинистическое издание той самой «Аэлиты». Ждал-ждал, получил посылку, погулял по парку, пришёл домой, поставил зонт сушиться, заварил чаю побольше, положил изюма-фисташек-колбасы поближе, сел в кресло.. Да и прочитал всю за пару часов.
Впечатления? Конечно, сейчас и наверное долго долго ещё будет смешно и неловко за наивность, за символизм, за скромное обаяние буржуазии за слепой идеализм.. Но книга — на то она и книга, чтобы просто давать пищу для ума и прикорм для души. Бумага стерпит, автор, пиши.
Наступил цифровой век, у нас на горизонтах всё яснее и яснее проступают контуры насквозь технологичного, материалистического будущего. С момента, когда усталый Писатель стряхнул со стола исписанные черновики «Аэлиты» до нашего времени пролегла извилистая дорога времени длиной в 97 лет, «Большая советская энциклопедия» пылится на потихоньку заполняемой выкупленными у книгочеев изданиями полке.., а все относительно точные исторические сведения в любой момент можно отыскать в Википедии.
Искал, искал и нашёл подтверждение моей догадки: в этой стране никогда не умели, не хотели и не давали снимать хорошее приключенческое и фантастическое кино — просто поэтому даже и вспоминать-то не охота каждый космический фрукт, выведенный в теплицах «Мосфильма». Их было много —жуткого качества поделки с кукольной анимацией, убогими склейками, зато с лозунгами на каждом боку и симфоническим оркестром Гостелерадио в полном составе. Однако, экранизация «Аэлиты» — это что-то:
А Протазанов точно по «Аэлите» свой эпик снял?
Поклонники «совка» (который я прекрасно застал и никому не пожелаю), уверен, запоют песни вроде «зато наше, родное» или «попробуй сам сними». Но я искренне верю, что найдутся трезвые ценители кино, которые скажут: снимали просто так, как велели. В экранизации «Аэлиты», как и многих последующих фильмов по приключенческим и, прежде всего, фантастическим книгам, нет ровно никакой более заслуги кроме как выход на экраны между одной опустошительной войной и следующей, между кровавой диктатурой и застоем, между «шестидесятниками» и «девяностыми». 97 лет разрухи прежде всего в головах — вот что такое отечественный фантастический кинематограф.
Почему я так заострил внимание на экранизации «Аэлиты»? Потому что у рекламной кампании, сопроводившей выход этого фильма на экраны, современные режиссёры как раз и переняли искусство хорошо снимать только трейлеры: